Критерии оценки теннисного тренера
Или каким тренер должен быть…
Так как вопрос определения грамотности и квалифицированности теннисного тренера постоянно встает перед родителями , то считаю полезным написать об основных характеристиках хорошего тренера. Это нужно как родителям (для того , чтобы было легче ориентироваться среди многочисленных тренеров с сомнительными навыками), так и для самих тренеров (для самоконтроля и осознания того , к чему надо стремиться )
Итак, основные критерии оценки тренера:
- умеет ли играть в теннис? (играл ли сам , на каком уровне , сколько лет, добивался ли результатов)
- когда впервые оказался на корте? ( в детстве или уже во взрослом возрасте)
- есть ли высшее образование?
( конечно , здесь хочется сделать небольшое отступление по поводу современного отношения к образованию , получению диплома ради корочки и т.д. Но в любом случае , человек , имеющий высшее образование , в нашем случае желательно спортивное или хотя бы педагогическое , отличается более высоким уровнем рефлексии , словарным запасом, умением делать выводы и планировать. Сейчас появилось нововведение – курсы теннисных тренеров и получение лицензии теннисного тренера по окончании курсов. Я немного скептически к этому отношусь , так как , к сожалению , основная масса полу-тренеров сразу же обзавелась подобными сертификатами и успешно привлекает людей наличием такой чудо-корочки. Хотя , безусловно при наличии всех остальных необходимых для тренера характеристик , такой сертификат будет плюсом)
- получает ли удовольствие от работы?
это видно во время разговора , при обсуждении различных рабочих моментов — по улыбке , по готовности проводить на корте большее , чем запланировано время. У человека ,любящего свое дело, горят глаза , он весь светится , когда рассказывает о теннисе и дает советы.
- сколько лет работает тренером ?
- кого в основном тренирует :детей или любителей?
Тренер , не имевший прежде опыта работы с детьми вряд ли сможет найти квалифицированный подход к ним.
- много ли часов в день работает ?
( если тренер работает больше 5-6 часов в день , то выкладываться со всеми он просто физически не сможет. Причем , и первые 5-6 часов тоже будут отбыванием времени на корте , так как за ночь полностью восстановиться ,отработав в предыдущий день 7-9 часов ,невозможно.)
- играет ли сам во время тренировок или только набрасывает с корзины. ( бывают гениальные тренера , набрасывающие только из корзины , но все же такие тренировки будут не полными , понадобиться постоянное присутствие спарринг-партнера. Да и тренер , не играющий сам теряет многие навыки, и уже не может так как прежде (если он прежде умел играть) передать знания. Это как учитель английского , знающий на зубок все правила , но разучившийся говорить , не сможет научить свободно говорить по- английски)
- внешний вид
( грамотная речь , в которой нет грубых , нецензурных , фривольных слов; аккуратная , опрятная одежда; открытость к контакту ; вежливость в отношении с окружающими людьми)
- характер и стереотипы поведения
( конечно для каждого ребенка нужен свой подход и тренер не всегда по своему складу характера может сработаться с этим ребенком , но некоторые основные моменты должны четко прослеживаться:
1) теплое, доброе отношение к ребенку,
2)умение сохранять спокойствие, тренер должен быть нейтрализатором негативных эмоций игрока , родителей , окружающей среды ,мешающей тренировкам,
3)умение мобилизоваться и мобилизовать игрока. Во время тренировки бывают моменты , когда игрок проседает , теряет внимание , прекращает двигаться ногами и порой сам этого не замечает. И если тренер в это время сам смотрит в потолок , ждет окончания тренировки или просто никак не реагирует на происходящее, то смысл такой тренировки теряется сразу. Поэтому, задача тренера в этот момент мобилизоваться самому и дать мотивацию ребенку , вернуть его внимание на корт и начать работать дальше.
4)внутренняя гармония , целостность — цельный человек , с устоявшимися жизненными принципами не будет подвержен резким переменам во взглядах , он более спокоен и устойчив, меньше опасности столкнуться с чем-то непредвиденным в его поведении.
5)порядочность , честность – честный тренер говорит откровенно. Грубая лесть на тренировках не оправданна, приносит лишь тошнотворный привкус приторной сладости. Хвалить и подчеркивать достоинства можно и нужно , но только по существу, и в зависимости от реакции ребенка. Бывают дети , которые после похвалы настолько расслабляются ,что прекращают делать то , что умели, а для других каждое ласковое слово, сказанное по делу, дает огромную подпитку и поддержку. Но в целом одобрение, позитивное подкрепление хорошо выполненного задания , удара очень важно. Также считаю бесполезным и не правильным для тренера прикрывать отсутствие знаний красивыми фразами , направленными на не имеющих опыта родителей. От этого теряют все : и тренер(вместо того , чтобы развиваться , узнавать неизвестное ,он видит , что можно и не напрягаться , и так сойдет ) и родители( у них в результате формируются неправильное видение тенниса ,искаженные представления о каких-то вещах ,пустые убеждения и т.д ) и игрок ( вместо того , чтобы учиться играть он слушает бесполезные (хорошо , если не вредные) красивые фразы. Словно разворачивает фантик от конфеты, а внутри ничего нет )
6)умение нести ответственность. Если назначено четкое время тренировки тренер должен приходить без опозданий , а если вдруг задерживается , то обязательно об этом предупредить. Отменять и переносить тренировки можно только по предварительной согласованности. В случае невозможности провести тренировки по вине тренера постараться найти замену. Данные ранее обещания тренер должен держать в голове и обязательно выполнять. Если обещал в конце тренировки дать какие-либо упражнения на развитие выносливости и силовых качеств, то надо обязательно дать. Так же не стоит забывать и то , что тренер несет ответственность за самочувствие ребенка, за своевременную реакцию на какие-либо опасные, угрожающие жизни и здоровью детей ситуации.
- отношение к деньгам.
Это свойство личности тесно связано с порядочностью и честностью. Но к сожалению , бывает , что порядочные и честные люди не могут устоять перед соблазном получить больше , сделав меньше. Грамотный тренер старается избегать двусмысленных ситуаций , а именно предотвращать неопределенность в финансовых расчетах. И только по достижении обоюдного согласия начинать тренировки. Родители должны быть заранее предупреждены, за что и сколько они платят. Потому что хуже всего ,если тренер имеет в голове одни цифры , а родители совсем другие. В итоге , родители чувствуют себя обманутыми , а тренер искренне (а порой и не очень) не понимает в чем причина недовольства.
- серьезное отношение к тренировкам.
Это проявляется в отсутствии пустой болтовни на корте , разговоров по телефону ,частых отлучек по различным причинам ( позвонить , поговорить , покурить, кофе попить и т.д.), окончания тренировок досрочно , а начала с опозданием, растягивания времени на сбор мячиков.
В конце данной главы , хотелось бы отметить еще один очень важный аспект отношений тренер – родители – ребенок. Это взаимное доверие. Какими хорошими не были бы условия тренировок , каким талантливым не был бы ребенок , каким квалифицированным не был бы тренер , ничего не поможет в достижении результата , если отсутствует доверие. В условиях тотального контроля и подозрительности со стороны родителей ни один тренер не сможет да и вряд ли захочет полностью раскрыться как профессионал. Ни один ребенок не будет слушать и выполнять советы тренера , которому не доверяет . Ни одни родители не смогут спокойно относиться к тренировкам и скооперировано работать в тандеме с тренером и ребенком , если тренер постоянно подводит , не выполняет обещаний. И конечно , между родителями и детьми не будет взаимопонимания , если родители давят , а ребенок всячески пытается спрятаться(а может и не прячась) и сделать по своему. Поэтому , взаимное доверие друг к другу , является самым важным , цементирующим отношения фактором, с помощью которого команда становится действительно командой и двигается в сторону общего результата!
title=»Рейтинг сайтов YandeG»
style=»text-decoration:none; font-size: 8px;»>
style=»position:absolute;left:-3208px;»> href=»http://e16s.com/»>World Cities