Отбор в детские группы

Особенности тренировок с детьми

1) Набор и Отбор детей


При формировании групп очень важно правильно провести отбор и распределение детей. Для начала необходимо решить какое количество групп , какого уровня , и какого возраста, планируется, а также какое количество детей будет в группе. Обычно , тренер может полноценно уделять внимание группе из 4-6 чел на 1-2 кортах. Большее количество занимающихся приводит к ощутимой потере в уровне тренировок. Группы могут иметь любительскую , полупрофессиональную и профессиональную направленность. По возрасту обычно разделение следующая :
-6-8 лет
-9-10,
-11-12,
-13-14,
-15-16.
Очень важно , чтобы при объединении в группу возраст и уровень детей совпадали. Если направленность занятий любительская , то возрастные рамки групп можно расширить. К вопросу распределения детей подходить творчески , индивидуально. Если ребенок в 8 лет играет лучше 10летнего , и все остальные дети в группе 6-8 лет играют значительно хуже этого ребенка, то понятно , что ему нет никакого смысла тренироваться в такой группе. В этом случае нужно посмотреть на психологический возраст малыша , на то как он общается со старшими детьми , и, при его относительной готовности ,определить в группу 9-10-летних. Последнее время стало модным заниматься с 4 и раньше. Здесь очень важно не перегнуть палку. В таком раннем возрасте собственно тренировки на корте не столь актуальны. Гораздо важнее прививать ребенку навыки обращения с мячом и ракеткой , навыки движений по корту, все это в игровой форме , в удовольствие. Поэтому прежде чем определять малыша в группу для серьезных постоянных занятий лучше сначала подготовить его к этому , посмотреть нравиться ли ему теннис вообще. Не навязывать занятия насильно, потому что этим можно отбить любое желание тренироваться в дальнейшем. (теннис будет ассоциироваться с негативом и прессингом).
Отбор детей лучше провести в несколько этапов:
1)Определение способностей к теннису
2) Уровень физической подготовки
3)Личностные ( Морально-волевые качества) и психологическая готовность к тренировкам

1) Для определения способностей к теннису хорошо подходят следующие тесты:
- Кидать и ловить мячи друг другу , правами-левыми руками , из-за спины. Обращать при этом внимание на дальность и точность бросков , на расслабленность и хлесткость руки во время броска. Насколько легко ребенку ловить мяч, определять направление его полета и быстро реагировать. Также посмотреть легко ли ловятся и бросаются мячи не доминантной рукой.
-Тренер ставит детишек в ряд спиной к себе , а сам называет имя одного из них и бросает одновременно с этим мяч. Тот ребенок , чье имя было названо должен мяч поймать . Быстро ли ребенок реагирует , бежит ли в правильном направлении после поворота, ловит с первого отскока?
- Катание мяча по полу внутри линий коридора – мяч не должен вылетать за линии. Смотреть на точность и четкость движений , на длину проводки . Показать детям как в теннисе играется низкий мяч через ногу , и таким движением покатить его внутри коридора. Посмотреть смогут ли повторить.
-Перебрасывание мяча руками через сетку. Можно внутри хафкорта на счет с другим ребенком. Здесь сразу видно насколько ребенок чувствует куда надо кинуть мяч , чтобы выиграть очко, как двигается ногами. Очень хорошо проявляются игровые качества , реакция , желание побеждать.
- дать в руки ракетку и каждого по очереди попросить сделать имитацию ударов, так как они себе их представляют. Обратить внимание на то ,какой хваткой ребенок интуитивно берет ракетку, где представляет себе точку удара , куда смотрит плоскость ракетки в этот момент. Показать правильные движения и посмотреть легко ли могут повторить.
- набивание мяча ракеткой : вверх , вниз , попеременно. Какое количество ударов удается сделать подряд? На одном ли месте при этом стоят ноги или за мячом приходится бегать? Одинакова ли высота ударов? Если ребенок никогда прежде не делал этого упражнения , то хорошо , если он сможет набить около 10 раз.
- подброс мяча левой рукой ,как на подаче. Ровно ли бросает , может ли попасть в головку ракетки , положенной около носка левой стопы?
- тренер стоит с корзиной около сетки и кидает каждому ребенку по 10 мячей рукой произвольно по всему корту. Задача ребенка поймать все мячи с первого отскока и кинуть их на другую сторону в корт. Движения броска только сбоку как при ударах. Посчитать сколько мячей попадет каждый из детей. 1ую серию можно сделать пробной для всех, а со второй начать соревноваться кто больше. Соревновательный момент позволяет сразу увидеть в детях бойцовские ,турнирные качества, наличие азарта , интереса к спорту
- кидание мяча через сетку в поле подачи ( движение броска как при подаче). Посмотреть сколько раз из 10 каждый сможет попасть в квадрат.
2) Физическая подготовка. Способности , навыки , текущий уровень развития.


Подойдут следующие упражнения:
-бег вокруг мячиков. 15 мячей на расстоянии двух стоп друг от друга разложить на корте от задней линии до сетки. Дети встают в ручеек и по очереди двигаются вперед. Лицом , боком , с высоким подниманием бедра , с захлестом голени , подскоками. Собирают по очереди мячи в кучку , а потом снова их раскладывают по местам. Бегают змейкой вокруг мячей , преставным елочкой, полубоком, спиной и т.д. Упражнения выполняются строго по одному. Обратить внимание на скорость работы ног , на координацию движений , на внимание ( сколько раз сбил мячи во время упражнения?) а также посмотреть может ли ребенок двигаться оптимальными для данного упражнения движениями или , например , бегая вокруг каждого мяча у него получаются огромные заносы .
-Прыжки через мячики . Расставить мячи как и в предыдущем упражнении и провести прыжковые упражнения : на 1й ножке , на 2ух ножках, боком , через мяч, с поворотами и т.д. Посмотреть легко ли выпрыгивает вверх , как быстро ноги отталкиваются от земли, ловит ли ритм в прыжках.
- удержание равновесия на одной ноге с закрытыми глазами 30 сек.
- пройтись на внутренней и на внешней стороне стоп. Выгибаются ли при этом руки?

- бег в среднем темпе — 15 мин. Посмотреть в одном ли темпе ребенок пробежал эти 15 мин. Как изменялся бег к концу упражнения : стал ли более тяжелым ,неустойчивым? Беззвучно ли бежал? Какой частью стопы толкается? Какой пульс был до бега и насколько повысился после. Оптимальный вариант – до бега 70-90 ударов в мин , а после 130-160 ударов в мин при среднем темпе бега. Через 2 мин пульс должен вернуться в начальное состояние. Если же уровень пульса остается высоким , то это свидетельствует о перегрузке и неготовности ребенка к данной работе.
- Короткие ускорения. От задней линии до сетки, челночный бег ,веер. Обращать внимание на взрывные качества ребенка , насколько легко стартует с места.
- 10 кругов вокруг корта на время. Упражнение на скоростную выносливость , показывает может ли ребенок распределить свои силы на всю дистанцию.
- растяжка. Тестирование на гибкость. Может ли при наклоне вперед достать стопы пальцами рук ? Легко ли соединяет руки в замок за головой? В идеале нужно посмотреть растяжку всех основных групп мышц.
- силовые качества: пресс , спина , косые мышцы живота ,кисти , стопы , отжимания, приседания. Каждое упражнение ребенок делает по 2 подхода: 1-ый – 20 раз. 2-ой максимально возможное количество раз.

3) Личностные ( морально-волевые) качества и психологическая готовность к тренировкам.
А) Беседа
Первой частью психологического тестирования должна быть беседа :
1) с родителями наедине
2) с ребенком наедине
Основные вопросы для обсуждения в беседе с родителями :
- для чего вы отдаете ребенка в теннис?
- почему именно теннис?
- играете ли вы сами?
- сколько часов в неделю вы готовы посвятить тренировкам?
- есть ли возможность контролировать физическое и психическое состояние ребенка , проверять его дневник, напоминать о выполнении домашнего задания?
- финансовые вопросы. Эта сторона также важна для обсуждения в самом начале , чтобы избежать недопонимания. Цены и порядок оплаты должны быть четко оговорены.
- при согласии о начале занятий следует рассказать родителям о том: какие ракетки нужно купить , какое должно быть питание у ребенка ;что обязательно должна быть вода на тренировке, сменная одежда с собой, теплый спортивный костюм , если погода холодная и т.д.

С ребенком во время беседы надо прежде всего создать атмосферу доверия : говорить тепло и ласково , но без заискивания ; улыбаться ; рассказать что-то смешное самой; спрашивать вначале о чем-то простом и приятном ( например о том , что ребенку подарили на день рождения в этом году); находиться глазами на одном уровне с ребенком ; избегать закрытых поз ; сидеть на расстоянии 0,5-1 метра. Лучше всего если разговор примет форму диалога , непринужденной беседы. Задаваемые вопросы должны быть интересны ребенку , ни в коем случае не продавливать , если он не хочет отвечать. Можно только попробовать сформулировать тот же вопрос по другому , и если все равно не последует ответа , значит вопрос чем-то неприятен ребенку и лучше его обойти стороной. Во всяком случае, пока. Задавая вопросы нужны убеждаться в том , что ребенок их понимает. В результате разговора необходимо выяснить :
Есть ли желание тренироваться
Темперамент ребенка
Насколько стеснителен
Как говорит: уверенно или нет , какой словарный запас, есть ли проблемы с произношением?
Как сидит: спокойно или ерзает на стуле, пытается ли отодвинуться , принимает ли закрытые позы или открыт к разговору?
Нуждается ли в присутствии родителей? Часто ли упоминает о них или об их мнении во время разговора?
Его интересы
Есть ли друзья, легко ли общается со сверстниками?
Смотрит ли теннис по телевизору?
Что больше всего интересно в теннисе?
Зачем он считает нужным ходить на теннис?
Чья инициатива была начать тренироваться : родителей или его?

В начале беседы надо обязательно представиться самому . Сказать какая должна быть форма обращения ( на Вы , имя-отчество или просто имя). Так же сказать , что Вы — тренер по теннису и хотите с ребенком поговорить.
Вот пример разговора:

-Как тебя зовут?
- Витя.
- А сколько Вите лет?
- 7.
- Давно исполнилось?
- В апреле.
- Ты отмечал?
- Да.
- Ты , наверное , любишь дни рождения… Подарки дарят. Мне , вот , на день рождения красивый блокнот подарили и ручку. А тебе что-нибудь подарили?
-Да .
- А что?
- Кроссовки и рюкзак , а еще машинку . Красную.
- О , так ты , на тренировку теперь придешь в новых кроссовках!!! Ты вообще любишь бегать?
- Немножко.
- А быстро бегаешь? Друзей обгоняешь?
- Да. И Васю , и Петю.
- А теннис тебе нравиться?
-Да. Только я не умею.
- А учиться хочешь?
- Ну , наверное. .
- А почему ты в теннис решил играть?
-не знаю. Родители спросили хочу ли я на теннис походить , я сказал , что хочу.
- А почему ты согласился?
- Потому что весело будет , и бегать можно , и интересно наверное. А еще у меня ракетка новая, желтая.
- А ты когда-нибудь теннис смотрел по телевизору?
- Да . чуть-чуть. Чемпионат Австралии.
- А кто тебе понравился?
- Не помню. Он очень красиво и хорошо играет.
- Ты хочешь научиться играть как он?
-Хочу , когда вырасту.
- А , вообще , кем бы ты хотел быть , когда вырастешь?
- Я бы хотел быть… чемпионом , и сильным. А еще на Луну хочу полететь.
- А друзей у тебя много?
- ДА. Вася, и Петя , и Коля.
- А из девочек?
- Не очень. Мы с ними деремся.
- Да ты что! И не жалко? Они же девочки.
- Но они первые начинают.
- И ты на тренировках тоже будешь с девочками драться?
- Не буду. Если они не будут.
- Ладно. Ну , скажи мне ты готов идти на корт?
- Да ! А что прямо сейчас?
- Нет , завтра . Не забудь взять свою красивую желтую ракетку и бутылочку воды. Хорошо?
- Да! Ну, тогда до завтра.
-До свиданья.

Б) Письменное тестирование
Для того чтобы можно было сделать выводы о психологическом состоянии ребенка ,о качествах его характера, о его желании заниматься спортом можно провести тестирование. Каждому ребенку раздать листы с тестом , и засечь 40 мин. Дети должны отвечать на вопросы сразу , а не на следующий день дома. Во время тестирования не желательно присутствие родителей во избежание непроизвольного влияния на ответы ребенка с их стороны. Вопросы для теста , естественно отличаются в зависимости от возраста ребенка.
Не обязательно для тестирования подбирать какую-либо сложную методику, если нет готовых вопросов , можно их придумать самому.
Вот пример теста для детей 7-8 лет никогда прежде не занимавшихся теннисом :
1) Фамилия . Имя.
2) Возраст.
3) Нравится ли тебе теннис? Почему?
4) Какой еще вид спорта тебе нравится?
5) Хотел бы ты участвовать в соревнованиях? Для чего?
6) Чего бы ты хотел добиться в результате занятий теннисом?
7) Сколько у тебя лучших друзей? Ты давно с ними дружишь?
8) Что ты делаешь , когда злишься?
9)Какой предмет в школе тебе больше всего нравится? Какой меньше всего?
10) Ты любишь бегать? Как ты думаешь, сколько времени ты сможешь пробежать без остановки?
11) Как бы тебе было интереснее тренироваться : одному или с другими детьми?
12) Что ты делаешь в свободное время?
13) Если бы ты мог весь день делать все что хочешь , чтобы ты делал?
14) Что самое важное для человека?
15)Опиши свой самый счастливый день в своей жизни. А самый грустный?
16) Каких людей ты не любишь?
17) Кем ты хочешь быть , когда вырастешь?
18)Ты хочешь тренироваться?

Вопросы достаточно простые , но позволяют увидеть представления ребенка о жизни , и о его интересах, об отношении к теннису и т.д. Также хорошо проявляются характер и стереотипы поведения. По результатам теста нельзя делать окончательных выводов, так как мнения детей по различным вопросам могут меняться. Более того может впоследствии оказаться , что ребенок , ответивший , что не хочет участвовать в соревнованиях , станет наиболее перспективным и выиграет много турниров. Кроме того дети очень подвержены влиянию взрослых , и в возрасте 7-8 лет гибки в своих мнениях как пластилин. Сегодня у них плохое настроение , мама отругала за плохую оценку , и вот уже все ответы полны негативных эмоций. Также , следует отметить , что при грамотном подходе со стороны тренера личность ребенка значительно изменяется.

В)Тестирование личностных качеств

Тестирования личностных качеств занимающегося можно проводить с помощью разнообразных психологических тестов , а также просто наблюдая за поведением детей во время тренировок и соревнований. При этом особое внимание надо обращать на следующие качества:
- уверенность в себе (проявляется во время публичных выступлений, во время игры на счет, в отстаивании своего мнения среди сверстников)
- умение мобилизовываться в непредвиденных ситуациях (проявляется в умении быстро перестраиваться при смене упражнения, при смене условий тренировки , например , при переходе с открытых кортов в зал из-за дождя. При изменении правил упражнения во время игры.)
- умение удерживать внимание. Важно определить время , на которое удается удержать внимание каждому отдельному ребенку. ( проявляется во время упражнений на удержание мяча в игре, а также в удержании уровня игры во время тренировки и соревнований)
- трудолюбие и работа на фоне усталости ( Сколько времени может продолжать тренироваться, не капризничая на фоне усталости? Отличается ли уровень игры вначале и в конце тренировки? Насколько легко соглашается выполнять долгие и нудные упражнения )
- творческий подход. Умение импровизировать. ( посмотреть умеет ли вариативно играть во время выполнения задания со свободными условиями. Насколько часть выполняет неординарные удары , играет не по заданию. Попросить самого придумать упражнение и посмотреть выполнит ли он его с энтузиазмом. )
- лидерские качества ( нравиться ли ребенку руководить и организовывать других детей. И насколько хорошо у него это получается делать. Может ли взять инициативу в свои руки в парных и командных упражнениях )
- отношение к неудачам ( как ведет себя во время проигрыша: борется до конца или быстрее проигрывает , нервничает и злиться, или ищет способы изменить ситуацию?)
- умение анализировать ( спросить мнение ребенка о какой-либо ошибке в его игре. Посмотреть сумеет ли он выявить эту ошибку . какие способы исправления этой ошибки он видит? Спросить какой удар ему больше нравиться и почему? Узнать как он считает нужно тактически играть с …?)
-умение делать правильный быстрый выбор ( Если есть несколько вариантов выполнения задания найдет ли оптимальный? Насколько быстро выберет лучшее для себя при предложении разных упражнений ему и другому ребенку? Сможет ли выбрать себе в пару более сильного партнера при игре против другой пары? )
- легкость в усвоении новых навыков и знаний и в удержании ранее приобретенных
Сделав определенные выводы относительно каждого ребенка необходимо выработать стратегию тренировочного процесса.
К примеру ,если ребенок трудолюбив, но при этом плохо осваивает новые движения, то ему необходимо давать больший объем работы, и за счет количества повторений добиться нужного результата. С ним в пару хорошо поставить талантливого , но не умеющего долго напрягаться. Если малыш не умеет выбирать , то предлагать ему это делать чаще , и после каждого выбора обсуждать почему он выбрал именно это и правилен ли такой выбор. Ребенка с хорошими аналитическими способностями , но склонного тяжело переносить поражения приучить делать письменные выводы после каждой игры , находить логические обоснования неудач и выбирать правильное поведение осмысленно, исходя из сделанных ранее логических выводов. Прирожденного лидера , но не умеющего удерживать внимание долгое время ставить в ситуации , когда ему необходимо руководить другими детьми длительное время (конечно же под наблюдением тренера).






Запись опубликована в рубрике Теннисный путь с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.